Κυριακή, 5 Απριλίου 2015

ЯННИС РИЦОС (1909 - 1990)

Яннис Рицос

ЯННИС РИЦОС
(1909 - 1990)

Творческое наследие Янниса Рицоса огромно (более ста поэтических сборников и композиций, девять романов, четыре театральных произведения, переводы, дорожные записки и прочие публикации) и весьма значительно: Рицоса по праву считают одним из лучших представителей новейшей греческой поэзии. В размышлениях поэта о мифологии, во множестве мифологических деталей, мотивов и героев читателю открывается что-то более важное, не носящее эфемерный характер, приоткрывающее завесу над скрытыми тайнами жизни и человеческого существования, над сложным миром – прекрасным и противоречивым - этим, по словам поэта, «чудовищным шедевром».

Его творчество пронизано любовью к жизни, к человеку, пронизано экзистенционалистскими вопросами, пронизано тревогой за судьбу человека. Его охарактеризовали трубадуром народной борьбы, пролетарской борьбы, одиноким мыслителем, неутешенным утешителем людей.
Яннис Рицос родился в маленьком городке Монемвасия, на юге Пелопоннеса, 1 мая 1909 года. Его отец – Элефтериос - был крупным землевладельцем, а мать - Элефтерия – происходила из аристократического рода Гитиу. В 1921 году, после окончания начальной школы, Яннис поступает в Гимназию Гитиу, где учится до 1925 года. В этом же году от туберкулеза умирают его брат и мать. Интерес к поэзии пробудился у Янниса очень рано: в 1924 году его стихотворения публикуются в «Творчестве детей». В 1925 году семья разоряется и Яннис уезжает в Афины, где приступает к работе писарем в Национальном банке. В 1926 у него обнаруживают туберкулез, а отец поэта попадает в лечебницу для душевнобольных в Дафни, где и умирает в 1938 году. «Все, что я любил, отняли у меня смерть и безумие», - напишет Рицос. Сам поэт в 1927-1929 г.г. находится на лечении в больнице «Сотирия». В этот период интерес к важным общественно-политическим проблемам эпохи приводит его к увлечению марксистскими идеями. В 1930 году Рицос лечится в санатории г. Ханья и выступает с публичным протестом против ужасных условий содержания туберкулезных больных на Крите. В 1931 году поэт возвращается в Афины, где начинает сотрудничество с журналом левых сил «Протопори» (Авангард). Чтобы добыть средства к существованию работает в коммерческом театре в качестве актера, танцовщика и режиссера. В 1934 году поступает на работу корректором в издательский дом «Говости» и в том же году издает первый поэтический сборник под названием «Трактор». Рицос начинает сотрудничать с газетой греческих коммунистов «Ризоспастис» (публикует «Письма на фронт» и «Письма с фронта») и становится членом Коммунистической партии. В 1935 выходит в свет второй сборник - «Пирамиды». В 1936 году, находясь под впечатлением от трагических событий, связанных с майской забастовкой рабочих табачной фабрики г. Салоники, Рицос пишет и публикует поэму «Эпитафия». В 1937 году становится членом Общества Греческих Литераторов и издает поэму «Песнь моей сестре», посвященную сестре Луле, которая, как и их отец, страдает от душевной болезни и лечится в Дафни. В 1938 году издана «Весенняя симфония». В том же году Рицос поступает танцовщиком в Королевский (позже - Национальный) театр, а в 1940 году переходит в театр «Лирики Скини» (Национальный оперный театр) и издает поэму «Марш Океана».
В годы оккупации поэт вступает в ЭАМ (Национальный Освободительный Фронт). «Луна – это каска немецкого солдата...». Создает театральное произведение «Женщина на берегу моря» и поэму «Последнее до человека столетие» (1942). В Афинах поэт сотрудничает с журналом «Свободная литература» и издает сборник «Испытание» (1943), из которого цензура изымает поэму «Канун Солнца».
В период 1948-1952 поэт находится в ссылке на островах: его арестовывают в июле 1948 и отправляют сначала на Лимнос, позже, в мае 1949 – на Макронисос, в 1950 – на Ай-Стратис. «Кто может сказать о том, что половина людей под землей, а другая половина - в оковах?» Поэта освобождают в августе 1952 года после протеста зарубежных деятелей культуры (Луи Арагона, Пабло Неруды, Пабло Пикассо и других). Сразу после освобождения Рицос пишет поэму «Непокорный город». Поэт вступает в новообразованную партию ЭДА (Единая Демократическая Левая) и сотрудничает с газетой «Авги». В 1954 году публикует «Бессонницу». Тогда же женится на педиатре Гарифалье Георгиаду, и в 1955 году у супругов рождается их единственная дочь Элефтерия.
В 1956 году Яннис Рицос получает первую Государственную Премию в области поэзии за поэму-монолог «Лунная соната», которую впоследствии переведут на 20 языков мира. Поэт посещает СССР в составе делегации интеллектуалов и журналистов и публикует «Впечатления о Советском Союзе» (1956). В 1958 году поэт подвергается преследованию, вместе с соратниками, за посвящение выпуска «Епитеориси Технис» (Обозрение искусства) 40-летию Октябрьской революции. В 1959 году посещает Румынию и Болгарию.
1982  Συγκέντρωση κατά της χούντας της Χιλής.
Ο ποιητής μαζί με τον Μ. Θεοδωράκη
και τη χήρα του Αλιέντε.
В 1960 году выходит на пластинке «Эпитафия», музыку к которой написал Микис Теодоракис. В 1962 году Рицос совершает поездки в Румынию, Чехословакию, Венгрию и Восточную Германию, а в 1966 – на Кубу. Выходит на пластинке поэма «Ромиосини» («Греция»), положенная на музыку Микисом Теодоракисом. Рицос переводит произведения Александра Блока, Владимира Маяковского, Алексея Толстого, Назыма Хикмета, Николаса Гильена, Аттилы Йожефа и других, готовит «Антологию чешских и словацких поэтов».
После военного переворота 1967 года Янниса Рицоса снова ссылают: он содержится в концлагерях на островах Юра и Лерос, затем в строгой изоляции на острове Самос. Поэт тайно пересылает во Францию поэтические циклы «Камни, Повторения, Решетка» и «Восемнадцать напевов горькой родины», которые Микис Теодоракис, проживающий в то время во Франции, кладет на музыку и исполняет на концертах. В 1973 году Рицос участвует в студенческих волнениях в Афинском Политехническом университете («Убитые на месте перед подпольным микрофоном, а голос их все еще – Братья, Братья...») («Плоть и кровь»). После падения диктатуры поэт живет в основном в Афинах. В 1974 году поэт пишет «Гимн и плач о Кипре».
Яннис Рицос отмечен многими международными наградами. В 1970 году провозглашен членом Академии наук и литературы г. Майнц (Германия), в 1972 награжден Большой международной премией за поэзию Биеннале «Knokk-le-zout» (Бельгия), в 1975 – Международной премией имени Георгия Димитрова (Болгария) и Большой премией имени поэта-романтика Альфреда де Виньи (Франция). Его провозглашают почетным доктором Салоникского университета. В 1977-1978 г.г. поэт награжден Международной Ленинской премией «За укрепление мира между народами» (СССР) и провозглашен почетным членом Академии Малларме (Франция) и почетным доктором Бирмингемского университета (Англия). В 1979 году Рицосу вручена Международная премия Всемирного Совета Мира. В 1984 поэт провозглашен почетным доктором Лейпцигского университета, а в 1987 году - Афинского университета. В 1986 кандидатуру Рицоса выдвигают на получение Нобелевской премии. В 1987 году поэт награжден премией ООН и золотой медалью мэрии Афин.
11 ноября 1990 года Яннис Рицос умер в Афинах и похоронен на родине, в городке Монемвасия.
Сайт в Интернете, содержащий биографию и фотографии поэта, а также список его произведений: http://www.ritsosgiannis.blogspot.com/
«Восемнадцать напевов горькой родины»

  1. ВТОРОЕ КРЕЩЕНИЕ

    Слова, крещенные в огне, страданиях и плаче,
    как птицы, с песней рвутся ввысь и расправляют крылья.

    И только тайное одно святой Свободы слово
    неслышно обнажает меч и рассекает ветер.

    2. РАЗГОВОР С ЦВЕТКОМ

    - Скажи, скажи мне, цикламен в расщелине глубокой,
    где столько красок ты нашел и тонкий, стройный стебель?

    - В утробе сумрачной горы я кровь собрал по капле,
    багряный выткал я платок и собираю солнце.

    3. ОЖИДАНИЕ

    Насколько в ожидании длиннее стали ночи,
    и песни словно выросли, пустили в землю корни.

    Вздыхают горько узники, изгнанники вздыхают,
    и тополь одевается листвою горьких вздохов.

    4. НАРОД

    Пусть мал народ, он борется без сабель и винтовок
    за хлеб, за песню, за любовь всего большого мира.

    Под языком он прячет стон и громкий крик победы,
    И если петь решится он, растрескаются камни.

    5. ПОМИНОВЕНИЕ

    В одном углу застыл старик, напротив – десять внуков,
    стол посредине, круглый хлеб и в хлебе девять свечек.

    Светает; вдовы на себе рвут волосы, стеная;
    вздыхая горестно, в окно на них Свобода смотрит.

    6. ЗАРЯ

    Пречистая, лучистая заря весны грядущей,
    кто встретит, милая, тебя, кто наградит улыбкой?

    Два уголька в курильнице, две капли смол пахучих
    и над порогом родины крест, выведенный сажей.

    7. ОДНИХ ПРОКЛЯТИЙ МАЛО...

    Немногословный, замкнутый, угрюмо вниз он смотрит
    на тени птиц, задумавшись о высоте и крыльях.

    Сказать об этом? Но зачем? – Одних проклятий мало;
    и горько старому ружью висеть на дикой груше.

    8. ЗЕЛЕНЫЙ ДЕНЬ

    Зеленый полдень, нежная трава на косогоре,
    ягнята, колокольчики, багряный мак и мирты.

    Шьет дочь себе приданое, а сын плетет корзину,
    внизу, у моря, стадо коз пасется в белой соли.

    9. БОГОСЛУЖЕНИЕ

    Сойдясь вокруг тополя, служить решили капитаны
    обедню вместе с птицами и Маем, вновь рожденным.

    Хлеба Эллады убраны, листва горит свечами,
    а в синей вышине орел Евангелье читает.

    10. ВОДА

    В горах студеная вода освящена молчаньем,
    тревогой птицы, тишиной и тенью олеандра.

    Припав к ручью, как воробьи, пьют клефты и устало
    откинут голову, молясь о матери Элладе.

    11. ЦИКЛАМЕН

    Веселый, розовый птенец на ниточке зеленой
    раскрыл витые крылышки и устремился к солнцу.

    Посмотришь на него хоть раз, тебе он улыбнется,
    посмотришь дважды на него и запоешь с ним вместе.

    12. СТРОЙНЫЕ ДЕВУШКИ

    Гречанки стройные весь день соль собирают молча;
    склонясь к волне, седой волне, они не видят моря.

    Умчаться в синь, морскую синь, зовет их парус белый,
    но, так и не замеченный, он никнет и чернеет.

    13. ЧАСОВНЯ

    Часовня белая в горах на самом солнцепеке
    по приближающимся бьет нещадным блеском стекол.

    Раскачивая колокол, привязанный к платану,
    она готовится звонить на празднике Народа.

    15. ЭПИТАФИЯ

    Отважный юноша, что пал в бою непобежденным,
    не погребен в сырой земле, его не гложут черви.

    Крест за спиною у него вдруг превратился в крылья;
    он рвется ввысь к орлам седым и к ангелам навстречу.

    16. ЛАЗУРНЫЙ ОГОНЬ

    На этих глыбах мрамора не сыщешь ржавых пятен,
    и в кандалы не заковать ни эллина, ни ветер.

    Здесь бьет прибой, ревет огонь, цветными языками
    рисуя ланей на камнях, железо разъедает.

    17. СТРОЙКА

    Кто будет строить этот дом, кто двери в нем навесит?
    Так мало сил, так мало рук, и неподъемны камни.

    Молчи! В работе, как чугун, окрепнут наши руки,
    и не забудь, настанет ночь, нам мертвецы помогут.

    18. ОБЕТ

    Умолкли птицы в вышине, колокола умолкли,
    умолкли мертвые, молчит понуро горький эллин.

    Но о скалу молчания он мрачно ногти точит,
    в живых оставшийся один, свободе посвященный.

    19. НЕ ПЛАЧЬ О ГРЕЦИИ ...

    Не плачь о Греции, к земле клонящейся бессильно
    с ножом у ребер и бичом над гордой головою.

    Смотри, она восстала вновь и в ярости мужает,
    дракона поразив копьем полуденного солнца.

    Перевод Р. Дубровкина


Πηγή: http://greece.kiev.ua/page5212.html

Δεν υπάρχουν σχόλια:

Δημοσίευση σχολίου