Δευτέρα, 24 Νοεμβρίου 2014

Крещенский фестиваль завершился концертом-фейерверком - Epiphany Festival Comes to a Worthy Conclusion

Epiphany Festival Comes to a Worthy Conclusion

25 january 2014, Nictaroff.com
This evening the orchestra, headed by the talented conductor Vasily Valitov, 
sounded, judging by the quiet and enraptured comments in the hall, "of one mind.
" The stately conductor very calmly, softly, and delightfully led the orchestra 
for the soloists. It was interesting to observe his manner of conduct: even the 
sharpest and quickest movements were like a stick slicing through thick and 
stringy air filled with dense musical sounds. The audience was able to enjoy 
the overtures of Rimsky-Korsakov's The Maid of Pskov, Verdi’s Force of Destiny 
and the intermezzo of Manon Lescaut by Puccini.
«Великие литературные сюжеты в музыкальном искусстве». Такова тема Крещенского фестиваля образца 2014 года, традиционно прошедшего в театре «Новая Опера имени Е.В.Колобова» с 11 по 24 января. За эти несколько по-настоящему морозных дней московские любители смогли насладиться оперными шедеврами разных стран и эпох, прозвучавших, в том числе, в концертном исполнении.

Все хорошее когда-нибудь заканчивается, фестивали не исключение. Но напоследок неизменно выдается нечто волшебное, незабываемое. То, что оставит в душе зрителей глубокий след, шрам, который не зарубцуется, как минимум, до следующего праздника. Зрители, ожидавшие чего-то подобного, получили именно то, чего им хотелось.

Заключительный гала-концерт в двух отделениях не отошел от тематики нынешнего фестиваля. Как и в течение предыдущих нескольких дней, 24 января на сцене «Новой Оперы» - вновь великие литературные сюжеты в музыкальном искусстве. Точнее, фрагменты из опер российских и зарубежных композиторов, драматургической основой для которых послужили знаменитые «книжные» шедевры.

Музыкальное путешествие во времени и пространстве началось с увертюры к опере «Псковитянка», написанной Н.А.Римским-Корсаковым по одноименной драме Л.Мея. Замечательным «гидом» по этому миру любовных интриг, страстей, лихо закрученных сюжетов, именуемым «опера», стал симфонический оркестр театра. За дирижерским пультом – Маэстро Василий Валитов.

«Алеко» - опера С.Рахманинова по мотивам поэмы А.С.Пушкина «Цыгане». Нешуточные страсти разгораются в таборе на берегу реки. Каватину главного героя, Алеко, исполнил лауреат Международных конкурсов Виталий Ефанов (бас).

«Руслан и Людмила». С одной стороны – сказочная поэма А.С.Пушкина, с другой – опера М.И.Глинки. Арию Ратмира (известного как «младой хазарский хан») исполнил лауреат Международного конкурса Владимир Магомадов, обладатель редчайшего голоса, контратенора (самый высокий мужской певческий голос, диапазон – от «до» малой октавы до «си» второй). Эта партия написана для контральто (но, поскольку этот тембр также встречается не часто, то регулярно ее исполняли солистки с голосом меццо-сопрано). Но ведь Ратмир – мужчина, и соответствующий образ, пусть даже с высокими нотами, в верхнем регистре, куда более органично воплотит именно джентльмен, пусть даже его «рабочий инструмент» и похож по звучанию на женский.

Владимир Магомадов исполнил еще один номер – куплеты Зибеля из оперы Ш.Гуно «Фауст» (по одноименной трагедии И.В.Гете). Образ юноши, влюбленного в Маргариту, раньше часто воплощали меццо-сопрано или сопрано. Но ведь все переживания страдающего от безответного чувства молодого человека куда органичнее покажет такой же молодой человек. И тогда любой, даже самый скептически настроенный зритель никуда не сможет деться от того, чтобы разразиться легендарной фразой великого К.С.Станиславского. «Верю!»

Из оперы «Фауст» в этот вечер прозвучало еще одно произведение – каватину Валентина исполнил лауреат Международных конкурсов Игорь Головатенко (баритон). Брат Маргариты, солдат, Валентин уходит на войну. Его заботит судьба сестры: кто позаботится о ней, кто защитит в его отсутствие. Он восклицает: "Avant de quitter ces lieux!" ("Бог всесильный, бог любви!").

История о философе-алхимике и демоне-искусителе, написанная немецким романтиком И.В.Гете, знает немало интерпретаций и переложений, в том числе на музыкальный язык. Существует опера «Мефистофель», написанная композитором А.Бойто. За основу взят тот же самый сюжет. Одна из жемчужин мировой музыки, ария Мефистофеля, была исполнена лауреатом Международных конкурсов Владимиром Кудашевым (бас). Басовые партии всегда наполнены харизмой, силой, безудержной энергетикой. Темперамент этих героев порой бывает взрывным. А каким еще, спрашивается, должен быть предводитель? Особенно нечистой силы.

Судьба. Рок. Неотвратимость. Неизбежность. Кара. Возмездие. Что-то будет! Такие мысли поочередно проносятся в голове, пока оркестр играет увертюру к опере Дж.Верди «Сила судьбы». Да, она всесильна. Да, ее могущество не имеет пределов. Да, ей незнакома пощада. И каждый человек – ее верный слуга. И все получат по заслугам. Надо лишь уметь ждать.

Кстати, судьба львиной доли оперных героев, увы, трагична. Как, например, у заглавной героини опуса Ж.Бизе «Кармен» (по одноименной новелле П.Мериме). Финальный дуэт Кармен и Хосе исполнили лауреаты международных конкурсов Агунда Кулаева (меццо-сопрано) и Олег Долгов (тенор). Развязка. Она же – кульминация. Страсти достигли своего пика. Градус напряжения высок, как никогда. Кармен находится в зените своей славы, окрыленная триумфом. Хосе, напротив, страдает в одиночестве и близок к тому, чтобы сойти с ума. Грозные выпады цыганки воплощены в пассажах форте. Влюбленный, но отвергнутый солдат старается вернуть возлюбленную, но тщетно. Итог этого конфликта известен.

В порыве ревности мужчина способен на убийство. Во всяком случае, в оперном спектакле. А если в аналогичной ситуации окажется женщина? Такое тоже возможно, и периодически тоже встречается. Например, в «Доне Карлосе» Дж.Верди (по мотивам драмы Ф.Шиллера (Дон Карлос, инфант Испанский»). Здесь столь печальная участь была уготована принцессе Эболи, фрейлине королевы. Ее арию исполнила лауреат Международного конкурса Анастасия Бибичева (меццо-сопрано). Представительница ближайшего окружения монаршей особы, она влюблена в того же человека, что и ее венценосная подруга. К большому для нее сожалению, сильное чувство не встречает взаимности. Естественно, она будет мстить. А что может быть страшнее подобной ситуации? Тем более в условиях жизни в Испании в эпоху Возрождения?

Нешуточные страсти кипят и на острове Кипр, месте действия оперы Дж.Верди «Отелло» (по одноименной трагедии У.Шекспира). Полководец венецианской армии, мавр Отелло пылко и страстно любил свою юную жену Дездемону. Яго, офицер его армии, завидует семейному счастью своего генерала, и пытается посеять в его душе зерно сомнений относительно верности супруги. Знаменитый дуэт исполнили Сергей Поляков (тенор, Отелло) и лауреат Международных конкурсов Борис Стаценко (баритон, Яго). Пылкий, влюбленный и, как следствие, ревнивый Отелло оказался на редкость легковерным, чем и воспользовался коварный искуситель Яго. В образе, который создал Борис Стаценко, было что-то, сильно напоминающее Мефистофеля. Какая-то демоническая энергетика, сила, харизма. А может быть, это дар убеждения? Или гипнотическая сила?

Борис Стаценко выступил, кроме того, с сольным номером. Ария Микеле из оперы Дж.Пуччини «Плащ» (по одноименной драме Д.Гольда). Трагический монолог декламационного характера, он буквально завораживает глубиной переживаний.

Еще одна музыкальная драма – опера А.Понкьелли «Джоконда» (по мотивам драмы В.Гюго «Анджело, тиран Падуанский»). Арию главной героини, певицы Джоконды, исполнила Елена Поповская (сопрано). Настоящими страстями буквально насквозь пропитана эта музыка. Такое возможно только в Италии!

Какая же трагедия без плача? «E la solita storia», знаменитый «Плач» Федерико из оперы Ф.Чилеа «Арлезианка» исполнил Дмитрий Пьянов (тенор). 

Но не только трагические арии звучали в этот вечер в «Новой Опере». Легкую, игривую арию Норины из оперы Г.Доницетти «Дон Паскуале» исполнила лауреат Международных конкурсов Галина Королева (сопрано). Молодая вдова, на которой хочет жениться старый, состоятельный холостяк. А девушка любит другого человека, подходящего ей по возрасту. И, чтобы добиться своего, она начинает хитрить, включая в свою игру элементы театра. Классический сюжет для комедии!

Итак, очередной Крещенский фестиваль в театре «Новая Опера имени Е.В.Колобова» подошел к концу. За несколько дней зрители смогли услышать ярчайшие примеры классики мирового музыкального театра, как в виде спектаклей, так и в концертном исполнении, как в полной версии, так и отдельные арии, каватины, сцены. Роскошные исполнители, как артисты театра, так и приглашенные звезды, солисты, хор, оркестр и, конечно же, дирижеры, сделали эти вечера событиями, которые запомнятся надолго.

Богатство художественной литературы разных стран, эпох и жанров гармонично переплелось с не менее насыщенным музыкальным материалом. Как результат – множество по-настоящему ярких, красочных опер, показывающих всю красоту и самобытность национальных культур стран Старого Света, которые, в то же время, имеют между собой и кое-что общее. А не в этом ли заключается одна из ключевых задач искусства?
Ольга Пурчинская
http://vvalitov.com/en/press

Δεν υπάρχουν σχόλια:

Δημοσίευση σχολίου